часть 9

Предприятия такого типа имеют ряд специфических функций и особенностей развития:

- во - первых, малое предпринимательство быстро насыщает рынок товарами и услугами, создавая конкурентную среду, способствуя, таким образом, повышению качества продукции и росту ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

- во - вторых, создаются новые рабочие места (в США, например, ежегодно до 80 - 90% из числа вновь создаваемых рабочих мест в стране дают малые предприятия), что снижает напряженность на рынке труда, способствует росту уровня жизни населения, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

- в - третьих, для создания малых предприятий не требуется продолжительного времени и значительного стартового капитала, что делает их доступными для широкого круга людей.

- в - четвертых, такие предприятия в большей степени, чем крупные, "восприимчивы" к инновациям, обеспечивают быстрое внедрение в производство новых разработок (ноу-хау), что особенно важно в эпоху научно-технического прогресса, когда обновление продукции происходит в течение относительно короткого промежутка времени.

Малое предпринимательство в нашей стране начало активно развиваться с конца 1980-х годов, затем наблюдался стабильный рост, но вскоре произошло сокращение. Основные причины такой динамики и численной ограниченности малых предприятий в РФ: а) фискальная налоговая политика; б) отсутствие действенной помощи со стороны государства, крупных фирм и т. д.; в) криминализация экономики.